Мы купили товар водонапорную башню. Нам привезли ее в разобранном виде, так как она имеет большые габариты.И теперь отказываются собирать, объясняя что сборка не входит в стоимость. Кто прав.
-
Адвокат
Здравствуйте, Владимир!
Права потребителя, недовольного характеристиками товара, защищены ст. 25 Закона «О защите прав потребителей» (далее — Закон). Так, потребитель имеет право обменять товар надлежащего качества в течение 14 дней со дня покупки, если товар не подошел по цвету, размеру, габаритам, форме, фасону или комплектации. Другие основания законом не предусмотрены, поэтому если товар перестал быть нужным или просто не понравился, обменять или вернуть его нельзя.
Потребитель вправе обменять товар, если он не был в употреблении и соответствует следующим требованиям:
- сохранен товарный вид, но если упаковка испорчена или утеряна, то товар все равно можно обменять;
- сохранены потребительские свойства, с которыми этот товар был приобретен;
- остались пломбы и фабричные ярлыки.
Если у покупателя нет чека о покупке, то товар все равно можно обменять. В таком случае потребитель вправе ссылаться на свидетельские показания о данной покупке.
Если в день обращения за обменом у продавца отсутствует аналогичный товар с нужными потребителю характеристиками, продавец обязан вернуть деньги.
В любом случае изначально рекомендуется обращаться к продавцу с письменным заявлением именно об обмене товара с указанием конкретной причины, а в случае невозможности обменять в день обращения — с заявлением о возврате денег за товар. Оба заявления подаются в двух экземплярах, один из них оставляя у себя с отметкой продавца о принятии.
Покупателю обязаны вернуть деньги в течение трех дней со дня подачи заявления независимо от того, смогут ли продать товар или нет. Ответственность за нарушение этого срока Законом не установлена, поэтому потребителю должны вернуть проценты за пользование чужими денежными средствами и уклонение от их возврата (ст. 395 ГК РФ).
Если покупали товар за наличные, то деньги могут вернуть также наличностью или перевести на карту. Если покупка безналом по карте, то продавец не сможет вернуть деньги наличными из кассы — такое указание дал Центральный банк РФ. Для оформления возврата денег необходимы паспортные данные покупателя, но предъявлять паспорт (или его ксерокопию) потребитель не обязан.
В то же время не все товары подлежат обмену. Перечень таких товаров-исключений установлен Постановлением Правительства РФ № 55. Товары из этого перечня потребитель не может обменять на аналогичные, несмотря на период времени, прошедший с даты покупки.
Кроме того, закон не разрешает обменивать или возвращать деньги за качественные продовольственные товары (продукты питания, корма для животных, БАДы, пищевые добавки и т. д.). Такие товары можно вернуть лишь в случае, если:
- товар оказался некачественным (ст. 18 Закона);
- не было сведений о товаре или продавец сообщил недостоверную информацию (ст. 12 Закона).