30.12.2017 при входе в магазин,в тамбуре,я подскользнулась,но не упала,удержала меня дочь. В этот момент в левом коленном суставе ,что то хрустнула и появилась сильная боль. Дочь помогла мне добраться до лавочки,которая стояла рядом с входом. В шоковом состоянии я не вызвала скорую и сотрудников магазина,а при помощи дочки села в машину и сама поехала в травму. Какие мои грамотные сейчас действия и смогу я потребовать возмещение с магазина?
-
Адвокат
елена, здравствуйте!
Потребитель может взыскать расходы и убытки из-за некачественных товара или услуги (работы), если докажет в суде, что его права нарушены, а требования законны. Для этого убытки и расходы необходимо подтвердить документами.
Потребитель несет убытки для восстановления своих нарушенных прав — ремонтировал товар или другое имущество за свой счет, заказывал новые услуги (работы), чтобы исправить недостатки других услуг (работ), которые ранее не оказаны, оказаны некачественно, частично или с задержкой. Также убытки появляются если продавец (исполнитель) не удовлетворил требование потребителя, а потребитель тратил деньги на сбор документов и иных доказательств, чтобы подать жалобу в уполномоченный орган или защититься в суде.
К убыткам также относятся деньги, которые потребитель платит банку в рамках кредитного договора на покупку товара или заказа услуг. Если покупатель (заказчик) отказывается от товара (услуги), то ему обязаны вернуть все потраченные деньги, в том числе проценты и прочие платежи по кредиту (п.п. 5 и 6 Закона «О защите прав потребителей»).
К расходам потребителя относятся деньги, потраченные на юридическую помощь, проведение экспертизы, почтовые расходы, расходы на проезд.
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя из-за недостатков товара (работы, услуги) подлежит возмещению в полном объеме. В соответствии со ст. 14 Закона «О защите прав потребителей» (далее — Закон) потребовать возмещения вреда может любой человек, даже если он не является покупателем товара с недостатком или заказчиком некачественных услуг (работ). Нужно иметь в виду, что при причинении вреда или утрате вещи, с которой выполняют работу (переделывают или ремонтируют) наравне с убытками выплачивается двойная стоимость вещи (ст. 35 Закона).
Вред подлежит возмещению в следующих случаях:
- если вред причинен в течение срока годности или срока службы товара, работы или услуги;
- независимо от времени причинения — если потребителя не предупредили о том, что делать и какие могут быть последствия после истечении срока годности или срока службы товара (работы);
- независимо от времени причинения, если срок годности или срок службы не были установлены;
- в течение 10 лет со дня передачи товара (работы) потребителю, если срок годности или срок службы не установлен;
- в течение 10 лет с даты изготовления товара (окончания выполнения работ), если невозможно установить день передачи товара (работы) потребителю.
Продавец (исполнитель, изготовитель) освобождается от ответственности если докажет, что вред причинен из-за форс-мажора или нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара.
Требование о компенсации расходов (убытков) и вреда подается продавцу (изготовителю) или исполнителю в письменной форме. Требование можно передать лично и попросить поставить на нем отметку о получении или отправить заказным письмом с уведомлением и описью вложения. Компенсацию должны вернуть в течение 10 дней с момента получения требования (ст. 22 и ст. 31 Закона). Если требование не исполнили или проигнорировали, то необходимо обратиться в суд.
Законодательство в сфере защиты прав потребителей предусматривает компенсацию морального вреда. Чтобы суд взыскал компенсацию морального вреда достаточно наличия вины в действиях продавца (изготовителя) товара, исполнителя работ (услуг) (ст. 15 Закона). Факт нарушения прав потребителя является достаточным условием для компенсации морального вреда (п. 45 Постановления Пленума ВС РФ). Размер компенсации морального вреда определяется судом самостоятельно и не зависит от возмещения имущественного вреда.